среда, 12 марта 2014 г.

Итоги работы таможенных органов в 2013 году: статистика таможенных платежей

На таможенные органы возложено решение множества задач: охрана государства от нелегального экспорта и импорта, контрабанды, стимулирование производства за счет ввоза или вывоза определенного вида продукции. Но самая важная функция - фискальная. Выполнили ли план таможенные органы в 2013 году?
1. Общие тенденции таможенных платежей
Планировалось, что в 2013 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план немного перевыполнили - сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504, 58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%).
 Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.1
Для сравнения в прошлом 2012 году таможенные платежи превысили план примерно на 20% (5469 млрд. - по плану - против 6579 млрд. фактически).
Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели (это видно из рисунка)
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.2
Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года) - это видно из линии на графике. Это связано с постоянным уточнением и корректировкой планов по перечислению средств в бюджет в течение года. Так, например, в 2013 году он был скорректирован в большую сторону изменениями в закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов от 2 декабря 2013 года. В октябре руководитель ФТС А. Бельянинов заявлял, что тогда план по перечислению в бюджет на 2013 год составлял для службы 6 трлн. 329,7 млрд. рублей. Тем не менее, фактическая собираемость платежей была выше, возможно, поэтому план и был скорректирован.
Тем не менее, как видно из графика выше, если в предыдущие годы плановые значения (серая колонка) каждый год росли в среднем на 15% (кроме кризисного 2009 г.), то в этом году плановое значение уменьшилось на 1,5%. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие нашего членства в ВТО). В результате ожидания оправдались и действительно в этом году платежей было собрано меньше, чем в предыдущем.
Далее приведем статистику по основным направлениям внешней торговли и платежам.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.3
* объемы таможенных платежей указаны в пересчете в млн. долларов.  (ставка курса долл. указана в размере 30 руб./1 долл.) В 2013 году указаны данные по экспорту и импорту за 3 квартала.  
2. Влияние основных факторов развития внешней торговли на собираемость таможенных платежей
В целом, динамика таможенных платежей за последние годы схожа с тенденциями в экспорте и импорте – подъем после кризиса на протяжении 2010-2012 гг. и спад в 2013 г. Тем не менее, в 2013 году прогнозируют снижение динамики экспорта и импорта, при этом план по перечислению платежей почти равен предыдущему году, и, помимо этого, он был перевыполнен.
Т.е. получается следующая ситуация: на фоне уменьшения объемов внешней торговли (по сравнению с предыдущим годом), начала работы ограничительных механизмов ВТО (например, снижения ставок пошлин на ряд товаров), таможенные органы все равно неплохо пополнили бюджет. Как говорится в официальных данных, «ФТС России в 2013 г. проводила системную целенаправленную работу по совершенствованию таможенного администрирования, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью». Также, А.Ю. Бельянинов в интервью СМИ отметил, что превышение плана по сбору платежей было обусловлено увеличением экспорта.
(Хотя, увеличения экспорта не ожидается).
Рассмотрим все эти факторы подробнее:
1. Влияние динамики объема экспорта и импорта на собираемость таможенных платежей.
Стоимостные объемы экспорта и импорта представлены на графике выше, как уже говорилось - в 2013 году они были относительно низкими по сравнению с прошлым годом из-за медленного развития экономик зарубежных стран, кризиса Еврозоны, повышения курса рубля, которое повлияло на рост цен на российские товары, а также ряда других факторов.
Что касается физического объема ввоза, то здесь ситуация немного иная.
По экспорту (по данным за три квартала 2013 г.) основу составляли топливно-энергетические товары (74,7% для стран Дальнего зарубежья и 47,2% для стран СНГ), а основу импорта составили машины и оборудование (доли в торговле со странами Дальнего зарубежья и СНГ 50,7% и 37,6%).
Физический объем торговли этими товарами представлен на рисунке ниже.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.4
Также отметим, что с 1 декабря 2013 года вступил в силу закон о либерализации вывоза природного газа. (Согласно документу, помимо "Газпрома" экспортировать СПГ также смогут госкомпании, которые являются пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря, и их "дочки"), а значит экспорт его в ближайшем будущем будет только увеличиваться.
Что касается ввоза, где основная доля - машины и оборудование, то за три квартала 2013 г. физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 47,4% и 59,0% соответственно.  В торговле со странами Дальнего зарубежья, Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 15,4%, грузовых – на 29,4%.
Другими словами, по ведущим товарным группам (за три квартала) физический объем по экспорту остался практически неизменным по сравнению с аналогичными периодами 2013 года, а по импорту уменьшился. При этом стоимостной объем по обоим направлениям увеличился, т.к. был относительно высок курс рубля. Соответственно это также обеспечило собираемость таможенных платежей (причем в большей степени по экспорту).
2. Динамика ставок пошлин на основные виды товаров
Вывозная пошлина на нефть и нефтепродукты представлена на графике (долл. США)
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.5
Вывозные пошлины на газ составляют следующие значения:
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.6
Из графика видно, что резкого роста ставок пошлин в течение года не было, в середине года даже происходило небольшое уменьшение, тем не менее, к концу года ставки снова увеличились.
Ставка пошлины изменялась в результате колебаний цены на нефть (как видно из графика ставки пошлин «запаздывают» по сравнению с ценой на нефть, т.к. новая ставка рассчитывается через месяц после изменения цены). Таким образом, ставка пошлины на нефть и газ не значительно повлияла на увеличение  собираемости платежей, но все же позволила во второй половине года увеличить показатели.
3. Ввозные таможенные пошлины.
Что касается ввозных пошлин, то в соответствии с нашими договоренностями при присоединении к ВТО, с 1 сентября снизились ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил в силу год назад, 22 августа. Изменения Единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран Таможенного союза, которые заработали на следующий день, затронули около 10% импортных пошлин (из примерно 11 тысяч). По расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%. По прогнозам экспертов, подобное снижение должно было на 5% снизить общую сумму полученных за 2013 год таможенных платежей.
Таким образом, все эти факторы в разной степени повлияли на собираемость таможенных платежей. Представим основные факты в виде инфографики.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.7
Представим данные о внешней торговле и платежам в динамике за 2013 год по месяцам.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.8
В целом собираемость таможенных платежей по месяцам была высокой, несмотря на ряд довольно неблагоприятных для этого факторов, которые указаны выше.
На рисунке красным цветом отмечены месяцы, за которые таможенных платежей было собрано меньше чем в аналогичном месяце 2012 года, а зеленым – где больше.
Так спад наблюдается в январе 2013 года Это можно объяснить невысокими ставками пошлины на нефть и нефтепродукты. С другой стороны, в январе 2012 года сумма полученных платежей была довольно высокой в 2012 году (на неё повлияли объемы внешней торговли  - цены на нефть на тот момент выросли на 17%). Ив сравнении данные низкие.
Также отрицательную динамику показывают платежи в мае и июне 2013 года.
В мае снизился объем внешней торговли на 8%, а также по мнению Минэкономразвития это связано с увеличившимися праздникам. Не исключена и сезонная составляющая. Эксперты ЕЭК связывают это также со снижением торговли в рамках таможенного союза. Особенно уменьшилась в мае торговля нефтью и нефтепродуктами.
Сильный спад объема таможенных платежей в июне связан со снижением ставок пошлин на нефтепродукты (самая низкая величина ставки за год).
Снижение же в остальные месяцы выражено слабо, на это в большей степени повлияло уменьшение же объемов торговли по импорту.
Что касается положительной динамике в сборе таможенных платежей, то рост наблюдается в апреле и июле– это обусловлено ростом стоимостных объемов внешней торговли.
Рост собираемости платежей в сентябре был связан с небольшим скачком экспорта.
Средний за сентябрь 2013 года курс доллара по сравнению с тем же показателем декабря 2012 года возрос на 6,1%.Ослабление национальной валюты относительно доллара США на внутреннем валютном рынке в апреле – сентябре 2013 года стимулировало увеличение вывоза товаров за рубеж и одновременно способствовало сокращению ввоза товаров.
Увеличению экспорта способствовал также рост цен на нефть Urals. С июня по сентябрь стоимость одного барреля увеличилась с $102,8 до $110,9 и превысила уровень декабря 2012 года на 2,3%. Рост спроса внешнего рынка на природный газ также способствовал увеличению экспорта. А значит и росла собираемость таможенных платежей.
В октябре 2013 (как видно из графика) наоборот, экспорт снизился, но при этом увеличился объем импорта. Это связано с тем. что цена на нефть упала, и это стимулировало развитие внутреннего производства и возникла потребность в увеличении импорта.
Не смотря на то, что сумма платежей за декабрь немного ниже показателей предыдущего года, либерализация в торговле СПГ также сыграла положительную роль с точки зрения платежей –за два дня до конца 2013 года план был перевыполнен на 0,7%.

3. Таможенные платежи в структуре бюджета
Таможенные платежи являются неотъемлемой частью бюджета нашего государства.
По данным Министерства финансов на доходы получаемые от внешнеэкономической деятельности, администрируемые таможенными органами приходится свыше 60% бюджета.
Структура федерального бюджета за 2013 год представлена на рисунке ниже.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.9
Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4506,2 млрд. рублей, что составило 38%, а Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 2066,7 млрд. руб., т.е. 18%. Т.е. суммарно 56%.
Динамика данных видов доходов бюджета в стоимостном выражении представлена  на графике ниже.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.10
Как видно из графика, доходы бюджета в стоимостном выражении после 2009  года увеличивались (причем пропорционально росту импорта и экспорта), причем в 2013 году наметился небольшой спад, который также обусловлен уменьшением внешней торговли.
На графике ниже представлена динамика доли перечислений доходов бюджета, администрируемых таможенными органами.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.11
Доля платежей в структуре бюджета в 2013 году немного снизилась по сравнению с 2012 годом. Это обусловлено тем, что при планировании бюджета изначально делался акцент на возможное снижение доходов от внешнеэкономической деятельности из-за изменения цен на нефть и вступления в силу ряда механизмов ВТО. В результате приоритет был отдан другим видам доходов бюджета.
Аналогичную ситуацию можно увидеть в 2009 году, когда снижение доходов, администрируемых таможенными органами произошло вместе со снижением их доли в бюджете. Из-за того, что внешнеэкономическая деятельность в принципе была нестабильной, и товарные потоки резко снизились, эту нехватку восполняли с помощью других видов налогов.
Если рассматривать долю платежей в консолидированном бюджете субъектов РФ, то она намного ниже. Все же таможенные органы финансируют бюджет федеральный.  Доля в консолидированном бюджете очень мала – всего лишь около 5 %.
Структура поступлений в другие «копилки» государства представлена ниже.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.12
Таким образом, доходы, администрируемые таможенными органами в большинстве своем попадают в бюджет федеральный, а также их малая толика попадает в бюджет субъектов РФ.
Напомним, что основными группами расходов федерального бюджета являются следующие:
1.                  государственное и муниципальное управление 
2.                  национальная оборона 
3.                  правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 
4.                  осуществление международной деятельности 
5.                  поддержка отраслей сферы материального производства 
6.                  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 
7.                  содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения 
8.                  охрана окружающей природной среды и природных ресурсов 
9.                  обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.
Структура консолидированного бюджета субъектов РФ представлена на диаграмме ниже.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.13
По данным Министерства финансов, доходы, администрируемые таможенными органами целиком отнесены к федеральному бюджету, т.е. в структуре консолидированного бюджета субъектов на них относится 0%.
В соответствии со ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
·                    государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
·                    обеспечение правоохранительной деятельности;
·                    обеспечение противопожарной безопасности;
·                    научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
·                    обеспечение социальной защиты населения;
·                    обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
·                    обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
·                    развитие рыночной инфраструктуры;
·                    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
·                    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
·                    обеспечение деятельности средств массовой информации;
·                    прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Таким образом, доходы таможенных органов в основном расходуются на общегосударственные нужды, развитие производства и т.д., а не на социальную сферу.

4. Структура таможенных платежей в 2013 году.

Плановая структура таможенных платежей представлена на рисунке ниже.
 Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.14
В 2013 г. на 5,2% должна уменьшиться вывозная таможенная пошлина, на 2,2% станут меньше таможенные сборы. (Все в соответствии с нашими соглашениями в рамках ВТО).
Ввозная таможенная пошлина увеличится на 4%, акцизы на 0,2%  и на 3,3% станет больше НДС. Другими словами, скомпенсировать недобор в бюджет, связанный с присоединением к ВТО призвано увеличение доли других таможенных платежей.
Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям представлена на рисунке ниже.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.15
При этом, самые большие доли в структуре платежей приходятся на Центральное таможенное управление и Северо-Западное. На третьем месте Дальневосточное таможенное управление.
Тем не менее, показатели по перечислению средств в бюджет хуже, по сравнению с прошлым годом.
Отрицательная динамика представлена на графике ниже.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.16
Таким образом, 5 из 8 региональных таможенных управлений показали отрицательную динамику по сравнению с прошлым годом. Из них наиболее сильно упали показатели Сибирского таможенного управления (на 15,36%), в то же время динамика роста характерна для показателей Приволжского таможенного управления и Северо-Кавказского.
Низкие показатели Северо-Западного управления можно объяснить тем, что таможенные платежи взимались в основном  с импортируемых товаров. (В 2013 году таможенными органами Северо-Западного таможенного управления осуществлено взимание в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных и иных платежей на сумму 526,13 млрд. рублей, в том числе в отношении импортируемых товаров – 512,25 млрд. рублей, экспортируемых товаров – 8,95 млрд. рублей). А, учитывая факторы, которые влияли на объем взимаемых платежей, ситуация с импортом была менее благоприятна.
15 таможен, которые перечислили больше всего средств в бюджет представлены в таблице.
Статистика таможенных платежей в России, ПРОВЭД, рис.17
Среди 15 таможен, которые больше всего перечислили средств в федеральный бюджет, преобладают таможни Центрального таможенного управления. Но при этом, многие таможни в своих обзорах отмечают, что именно в этом году удалось достичь отметки в 100 млн. рублей (Например, Владивостокская таможня), или 20 млн. рублей, не смотря на то, что год был относительно не благоприятен для увеличения собираемости платежей.
Таким образом, за 2013 год объем собранных таможенных платежей был ниже показателя предыдущего года, тем не менее, сбор превысил плановые показатели к середине года, и план был скорректирован. При этом, основными факторами, повлиявшими на результат, были изменения в стоимости нефти и ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры и стоимости экспорта и импорта.  Наибольший объем платежей пришелся на таможенные органы Центрального таможенного управления. Таможенные органы, часто публикуя результаты своей деятельности отмечали, что подобные результаты были достигнуты благодаря хорошему администрированию, использованию электронного декларирования и предварительного информирования, активной правоохранительной деятельности. Но в целом, результаты каждого отдельно взятого таможенного органа и  всей таможенной службы в основном зависели от структуры товаропотока. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий