воскресенье, 9 марта 2014 г.

Восточная медицина

Китайская медицина

История Китайской медицины

История Ханьской медицины самая древная в традиционной китайской медицине. В ней накоплен богатый практический опыт и теоретические знания.

Истоки китайской медицины лежат в бассейне реки Хуанхэ. Китайская медицина очень рано создала свою научную систему.  В длительном процессе ее развития появились многие известные врачи, а также важные школы и книги.

3000 лет тому назад в Китае среди  обнаруженных надписей на черепашьих панцирях и костях животных эпохи Инь-Шан содержались записи о медицине и методах лечения десятков заболеваний. В эпоху Чжоу в китайской медицине получили хождение четыре метода лечения – визуальный, слуховой, речевой и осязательный. Болезни лечились также с помощью целебных трав, иглотерапии и хирургических вскрытий. В периоды Цинь и Хань в Китае появился первый китайский медицинский трактат «Хуанди нэйцзин», в котором была систематически изложена теория китайской медицины. Эта книга является самым ранним трудом о китайской медицине, которая сохранилась до сегодняшнего дня. В «Трактате об экзогенных лихорадочных и разных болезнях», созданном знаменитым доктором китайской медицины Чжан Чжунцзином, объясняются методы лечения различных трудноизлечимых болезней. Эта книга стала основой для дальнейшего развития клинической медицины в Китае. При династии Хань китайская хирургия достигла достаточно высокого уровня. В книге «Саньгочжи» («Летописи о троецарствии») есть сведение, что в то время знаменитый целитель Хуа То уже начал проводить хирургические операции с помощью анестезирующих средств. 

В царстве Вэй, в период правления династии Цзинь, «Эпохи Южных и Северных династий», при династиях Суй и Тан, а также в период «Эпохи 5 династий и 10 царств» метод пульсового лечения получил заметное развитие. В книге «Майцзин» («Трактат о пульсе»), кисти знаменитого целителя династии Цзинь Ван Шухэ, в трактате перечислено 24 видов пульса. Эта книга оказала большое влияние на развитие китайской медицины. Она издавалась также и в зарубежных странах. В этот период китайская медицина стала развиваться по направлению узких специализаций. Были выпущены в свет многие труды, посвященные отдельным специальным подразделам медицины, например, такие как  «Трактат по иглоукалыванию и прижиганию»,  труды по даоской алхимии –«Рецепты, появившиеся после правления Чжоу»,  «Баопузы». Кроме того, этот период отмечен появлением труда «Лэйгун паоцзюлунь» о фармацевтике, трактата «Люцзюаньцзы гуйифан» о хирургии, и книги «О причинах возникновения разных болезней», а также  «Лулуцзин» о педиатрии. В «Новом издании трактата о корнях и травах» были заложены основы фармацевтики.  «Инхайцзинвэй» -- труд, в котором содержалось офтальмологическое знание. При династии Тан появились труды «Тысяча золотых важных рецептов» и «Секретные рецепты», написанные знаменитыми целителями Сунь Сымяо и Ван Тао.

При династии Сун (960-1279) в изучении медицины наблюдался важный сдвиг изменение в сфере обучения иглотерапии и прижигания. Ван Вэйи составил иллюстрированную книгу «Точки для иглотерапии на теле человека». Несколько позже он разработал и изготовил две бронзовые модели человека для иглотерапевтического обучения. Это оказало  большое влияние на развитие иглотерапии в последующие годы.  При династии Мин (1368-1644) некоторые представители китайской медицины предложили разделить эпидемические болезни от других заболеваний. При династии Цин теория  эпидемических заболеваний полностью оформилась, вышло в свет пособие «О лечении эпидемических болезней».

 Европейская медицина стала проникать в Китай в период династии Мин. В то время некоторые представители китайской медицины стали выступать за «сочетание китайской медицины с европейской». Они стали предшественниками взглядов сочетания китайской медицины с европейской, которые распространены в современную эпоху.





Теоретическое обоснование китайской медицины

В основе теоретического обоснования китайской медицины лежат основные принципы жизнедеятельности человека и ход протекания заболеваний. Эта теоретическая основа включает в себя, главным образом, теорию «инь-ян», теорию «Пяти стихий», т. е. динамическое изменение пяти первоэлементов, теорию о «ци» -- внутренней энергии человека,  теорию о состоянии основных внутренних органов человека, теорию о каналах и связывающих их ветвях в теле человека, а также теорию о причинах возникновения болезней, диагностике, диалектическом лечении болезней, о профилактике болезней и оздоровлении.

Теория «инь-ян» является составной частью философского наследия древнего Китая. Благодаря наблюдению за противоречивым характером явлений постепенно сформировалось  понятие «инь-ян». С помощью «инь-ян» противоречивые изменчивые процессы всего сущего. В китайской медицине с помощью противопоставления «инь-ян» стали объяснять сложные отношения между верхней и нижней, внешней и внутренней структурой человеческого организма, а также связи между жизнью человека, природой и обществом. В противостояние инь-ян – воплотился принцип единства противоположностей. Относительный баланс «инь» и «ян» является основой для нормальной жизнедеятельности человека. При диспропорции и нарушении этого баланса люди заболевают, что влияет на нормальные функции организма человека.

С помощью учения «у-син» (динамика пяти первоэлементов) охарактеризуются различные явления в объективном мире как динамика превращений пяти стихий: «му» (дерево), «хо» (огонь), «ту» (земля), «цзин» (металл) и «шуй» (вода). Согласно учению «у-син», взаимосвязь между разными явлениями и закон их превращения можно объяснить с помощью учения о динамично изменяющихся пяти стихий. Благодаря появлению учения «у-син» в китайской медицине удалось объяснить функциональные связи между внутренними органами  человека и искать причины заболеваний, возникших при дисбалансе функционирования внутренних органов  человека. Учение «у-син» также широко используется в китайской медицине при лечении болезней, связанных с заболеваниями внутренних органов.

Учение о «ци», которое также называется учением о «пяти циркуляциях и шести метеорологических изменениях». Это учение лежит в основе  изучения влияния природных явлений на здоровье человека, а также на возникновение болезней. Например, изменения климата, погоды и т. д. В понятие «пять циркуляций» входят: стихии циркуляция дерева, циркуляция стихии огня, циркуляция стихии земли, циркуляция стихии металла и циркуляция стихии воды. Пять циркуляций означает постоянную смену сезонов, а именно весну, лето, осень и зиму. «Шесть метеорологических изменений» подразумевают шесть климатических факторов, характерных для четырех сезонов, сюда входят «фэн» (ветер), «хань» (холод), «шу» (зной), «ши» (сырость), «цзао» (сухость), «хо» (огонь). В учение о «ци» проводятся аналогии между изменением климатических условий среды обитания и возникновением болезней с учетом астрономического календаря.

Учение о состоянии внутренних органов. Это учение изучает, главным образом, физиологические функции внутренних органов тела человека, и их изменения в случае болезни. Сюда входят 5 органов:   сердце, печень, селезёнка, лёгкие, почки, 6 внутренностей: тонкий кишечник, толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь, жёлчный пузырь, а также мозг, кость, пульс и т.д.

Учение о «цзин-ло» (каналы и связывающие ветви) тесно связано с учением о состоянии внутренних органов. «Цзин-ло» это каналы, по которым  циркулирует «ци» (внутренняя живительная энергия) и «сюе» (кровь), соединяющие все органы тела. В случае возникновения заболеваний функции системы «цзин-ло» изменяются, в результате чего появляются соответствующие симптомы и признаки болезни. Путем изучения этих изменений  можно определить болезнь внутренних органов  человеческого организма.
 
Методы диагностики в китайской медицине

Врач диагностирует заболевание, пользуясь различными методами осмотра: слухового, обонятельного и осязательного, а также путем разговора с больным и теми, кто находится в курсе дела.  На этой основе врачи проводят клиническое лечение. В китайской медицине имеется четыре диагностических метода, это «ванчжэнь» (визуальный осмотр), «вэньчжэнь» (слуховой метод), «вэньчжэнь» (расспрос) и «цечжэнь» (прощупывание и диагностирование пульса). Все эти четыре метода играют важную роль, каждый в отдельности.  При лечении болезней используется комплексный осмотр для того, чтобы поставить правильный диагноз.   
    
«Ванчжэнь» (визуальный осмотр)

Ванчжэнь представляет собой диагностический метод, который проводится на основе теории о «цзин-ло». В человеческом организме 5 органов и 6 внутренностей тесно взаимосвязаны между собой. Если в функции внутренних органов произошли какие-либо  изменения, то это неизбежно отразится на наружном состоянии тела, что выразится например, в изменении настроения, цвета наружных поверхностей, состояния, формы и т. д. Итак, по наружным изменениям на теле путем человека или на его лице  можно судить о состоянии внутренних органов организма.

Конкретнее выражаясь,  в систему «Ванчжэнь» (визуальный осмотр) входят наблюдение за настроением, цветом лица, наблюдение за изменением формы, головы, шеи, и пяти конечностей, наблюдение за цветом кожного покрова, осмотр по теории  «цзин-ло», осмотр по экскрементам. Главными компонентами в методе «Ванчжэнь» являются наблюдение за настроением, диагностика по цвету лица и состоянию языка, потому что изменения на лице и на поверхности языка в значительной степени отражают функциональные изменения в системе внутренних органов человека. 

«Вэньчжэнь» ( Слуховой метод)

С помощью метода «Вэньчжэнь» врач ставит диагноз, пользуясь слухом и обонянием, то есть о болезни судят по голосу и запаху экскрементов больного.

Путем «Ванчжэнь» можно не только узнать об изменениях в дыхательной системе,  но и судить об изменениях внутренних органов тела: эта информация содержится в тоновой окраске звуков голоса, дыхания, кашля и т.д.

Обонятельный метод. Это запах, исходящий от самого больного и запах в комнате больного. Запах от больного возникает из-за очагов болезней в теле больного, также вследствие этого и неприятно пахнет в комнате больного.

«Вэньчжэнь» (расспрос о болезни)

«Вэньчжэнь» означает, что врач путем расспроса больного и его близких узнает ситуацию, связанную с возникновением, развитием, состоянием болезни, а также спрашивает об истории лечения. Посредством метода «Вэньчжэнь» можно узнать то, что трудно обнаружить при помощи других методов осмотра. С помощью этого метода врач судит о дальнейшем лечении. Вместе с этим с помощью данного метода можно всесторонне овладеть всей информацией, связанной с болезнью, включая бытовую жизнь пациента, условия его жизнедеятельности, диету, половые отношения.

Главным  содержанием «Вэньчжэнь» (расспрос) являются общие сведения о больном,  (имя фамилия, пол, возраст, профессия, семейное положение, национальность, месторождение, место жительства, дата начала лечения), жалобы больного, история болезни, состояние болезни, личный и семейный анамнез и т. д. В расспросе о состоянии болезни входит информация о температуре тела, состоянии сна, настроении, о визуальном состоянии мочи и частоте -испражнений.  

«Цечжэнь» (пальпирование и измерение пульса)               

«Цечжэнь»: врач рукой и пальцами пальпирует  тело больного, и посредством нажатия на точки ставит диагноз. «Цечжэнь» состоит из двух этапов: прощупывание  пульса и нажатие на точки на  теле больного. Врач, таким образом, узнает о состоянии пульса, деформациях  тела больного, а также определяет характер и место этих деформаций изменения, С помощью этого можно судить о серьезности заболевания.

 Китайская фармакология

 Лекарства китайской медицины представляют собой комплекс из лечебных веществ, которые применяется в китайской медицине для профилактики, диагностики и лечения болезней. Лекарства китайской медицины изготавливаются, главным образом, из природных лечебных веществ и продуктов в ходе  их переработки, например, из лекарственных растений, частиц тканой животных, минеральных веществ, а также полученные химическим и биологическим методами. Возникновение и применение лекарств китайской медицины имеют много-тысячелетнюю историю. Однако понятие «Китайская фармакология» появилось позже. С приходом в Китай европейской медицины    это понятие стало широко употребляться в стране, чтобы разделить фармакологию китайскую и европейскую. 

Краткая история китайской фармакологии

По преданию в древнем Китае был один волшебный целитель по имени Шэньнун, который обнаружил лечебные трава у сотни трав. Действие этих трав он пробовал на себе и однажды в течение одного дня он отравился 70 раз. Это история говорит о том, как в древние времена люди  узнавали свойства лекарственных трав в ходе борьбы с природной стихией  и болезнями,  и о том, как они накапливали опыт по лечению болезней в  примитивных условиях. В этом рассказе образно отразилось и возникновение китайской фармакологии.

В эпохи Ся, Шан и Чжоу (приблизительно с конца 22 века до н. э. до 226. до н.э.) в Китае уже появились лекарственные настойки и целебные растворы. В «Шицзине» («Книга песен»), написанной в эпоху Западная Чжоу (приблизительно 11 век до н.э.—771. до н. э.), содержатся первые свидетельства о целебных средствах лекарственных растений. А самый ранний трактат китайской медицины «Хуанди нэйцзин» заложил теоретическую основу китайской фармакологии.

«Шэньнунь бэньсаоцзин» (фармакопея Шэньнуна) – древнейшее в Китае специальное произведение по фармакологии. Эта книга была написана при династиях Цинь и Хань (221. до н.э. – 220 н. э.) на основе опыта и материалов, накопленных многими поколениями медиков того времени. В книге зафиксировано  365 видов лекарственных растений, которые используются в  клинической практике вплоть до настоящего времени. Появление «Фармакопеи Шэньнуна» ознаменовало появление китайской фармакологии.

При династии Тан (618 –907 ) экономика Китая процветала. Это содействовало развитию китайской фармакологии. Власти Тан инициировали работу по составлению первой в мире фармакопеи «Танбэньцао». В ней перечислено 850 видов лекарственных растений. К описанию были добавлены иллюстрации, что способствует дальнейшему развитию китайской фармакологии. 
 
При династии Мин (1368-1644.) Ли Шичжэнь, в течение 27 лет,  составил фармакопею «Бэньцао ганму» («Трактат о корнях и травах»), в котором содержится анотация  1892 видов лекарственных растений и других видов целебных веществ.

После образования Китайской Народной Республики (1949 г.) в стране широко развернулись научные исследования в сфере фармакологии в таких основных направлениях, как изучение лекарственных растений, техника анализов, химические свойства,  фармацевтические свойства, клиническая диагностика и т.д. Это заложило научную основу для китайской фармакологии. В 1961 году на основе комплексных исследований в масштабе всей страны была составлена фармакопея «Китайская фармакология» общего и местного назначения. В 1977 году вышел в свет «Большой энциклопедический словарь китайской фармакологии», в котором описывается  более 5767 видов лекарств  китайской фармакологии. Наряду  с этим появились разнообразные пособия, журналы, газеты о китайской фармакологии. Были созданы научно-исследовательские центры,  образовательные и производственные учреждения для развития китайской фармакологии.

Источники сырья для китайской фармакологии

 Китай – страна с обширной территорией, характеризуется наличием  различных географических и климатических поясов.  Разнообразная природная среда  служит благоприятным условием для произрастания большого видового разнообразия лекарственных растений. В настоящее время в Китае известно более 8 тыс. видов лекарственных растений, которые служат в качестве сырья для средств китайской медицины, из них наиболее часто используемых насчитывается 600 видов. По этому показателю Китай занимает первое место в мире. Помимо внутреннего потребления, ныне лекарства китайской медицины пользуются хорошей репутацией на международном рынке, экспортируются в более 80 стран и регионов мира.   

Сбор и переработка лекарственного сырья

Сбор лекарственного сырья является одним из важных звеньев в системе переработки и изготовления препаратов китайской медицины. Фармакологи многих поколений  уделяли особое внимание своевременному сбору целебного сырья. Поскольку на разных этапах роста  содержащиеся в лекарственных травах  полезные элементы и их соотношение значительно отличается, от чего зависят их функциональные свойства и побочные  эффекты, своевременный сбор этих растений имеет важное значение для обеспечения наилучшего результата  лечения и снижения нежелательных побочных эффектов. Обычно сбор растений проводится в период созревания и начала цветения. Сбор плодов проводится в период созревания. Сбор корней и древесной коры производится в конце осени или в начале весны. Что касается сбора целебного сырья животного, это часто зависит от периода размножения животных. Сбор минерального целебного сырья можно производиться в течение всего года.   

Собранное целебное сырье можно употреблять только после его обработки. Методы обработки: подбор и очистка сырья, нарезка, жарка, запекание, варение, выпаривание и другие. Из обработанного сырья можно непосредственно готовить лекарства. Однако сначала обработанное сырье сушат на воздухе при помощи  пара, проветривают для удобного хранения. Некоторые виды целебного сырья следует хранить в условиях низких температур в темном месте. Перед употреблением лекарственных средств необходимо сначала провести их экспертизу, для определения их полезных качеств, чтобы обеспечить их безопасность и эффективность.  
  
Показание к применению лекарств китайской фармакологии

Применение лекарств китайской фармакологии  имеет свою давнюю историю в нашей стране. Оно сыграло важную роль в развитии китайской нации в прошлом,  и занимает важное место в оздоровительно-медицинском комплексе в настоящее время. В теории китайской фармакологии  и опыте клинической практики присутствуют черты, присущие китайской культуре вообще. Лекарства китайской медицины изготовлены, главным образом, из природного сырья, вредное воздействие и побочный эффект в которых отсутствует. Кроме того, в наиболее распространенных рецептах содержатся разные элементы, которые широко применяются при лечении многих болезней. Применяются также и сложные комплексные рецепты, которые отличаются высокой эффективностью и отсутствием вредного воздействия и побочного эффекта.

В основе применения лекарств китайской медицины лежит теория китайской фармакологии и эффективность лечения. Эффективность лечения лекарствами китайской медицины зависит от интенсивности их применения. Эта интенсивность проявляется в лечении таких болезней,  как лихорадка, озноб. Для лекарств характерны пять вкусовых ощущений – кислый, горький, сладкий, острый, солёный. Для  безопасного и эффективного применения лекарств китайской медицины, необходимо владеть знаниями о сочетании несовместимости и противопоказания, доле применения, режиме применения лекарств. Сочетание означает смешение лекарств  с учетом различных нужд свойств лекарств. В сферу несовместимости и противопоказаний входят противопоказания для беременных, ограничение в питании... Доля применения лекарств означает вес и количество лекарств, употребляемых при клиническом лечении, включая порционную долю лекарства в сутки для взрослых, содержание доли различных лекарств и т. д. Доля применения препарата зависит от лекарственных свойств, сочетаемость лекарств, возраста пациента, состояния его здоровья, состояния болезни, а также текущего сезона применения.

Направление развития китайской фармакологии

Направление научно-исследовательской работы в области китайской фармакологии на ближайший период: в области производства целебного сырья следует усиливать работу по селекции, унаследовав опыт традиционного лекарственного производства, например, культивировать отборные  сорта лекарственных растений  с помощью изотопного излучения,  изучение в области биоинженерии. Следует усиливать работу по селекции уральской солодки, байкальского шлемника, китайской володушки и других часто употребляемых видов дикого лекарственного сырья, усиливать работу по заимствованию технологий и выращиванию в стране 20 видов импортного лекарственного сырья, усиливать работу по изучению предотвращения вырождения семян, а также по исследованию и освоению новых ресурсов лекарственного сырья.
  

 Общие сведения о корейской медицине

Корейская медицина тесно связана с культурными особенностями, присущими корейской национальности. Это система традиционной медицины, созданная путем заимствования элементов теории китайской медицины в сочетании с собственно корейской медицинской практикой. Ее упрощенное название  корейская медицина. Испокон веков между корейцами и ханьцами были тесные и дружеские связи. Культурный обмен между двумя нациями, включая и обмен в области медицины, имеет давнюю историю. Заимствуя знания традиционной ханьской медицины, корейские медики создали оригинальную медицинскую теорию и учение, коренящиеся в корейской культуре и медицинской практике. Книга "Дунъи Шоушибаоюань" (Восточная медицина), написанная корейским медиком Ли Цзима в 19 веке, является значимым трудом по корейской медицине.
Происхождение препаратов корейской медицины

В комплекс препаратов корейской медицины входят лекарства китайской медицины (ханьской медицины) и местные лекарственные средства.

В корейской медицине используются достижения китайской медицины, медики корейской медицины лечат болезни с помощью лекарств китайской медицины, так применяется более 271 вида лекарств, заимствованных из китайской медицины, а также 1297 медицинских рецептов, перечисленных в книге "Золотые секретные рецепты 4 направлений восточной медицины", 1500 рецептов, содержащихся в труде "Пособие по фармакологии и медицине национальности хань", 1400 рецептов по 15 направлениям, описанных в книге "Ценные рецепты восточной медицины" и др.

Местная корейская фармакология имеет достаточно длительную историю своего развития. После образования КНР, то есть начиная с 1949 года, развернулась широкомасштабная работа по выявлению, упорядочению и изучению рецептов корейской медицины. Например, велось изучение в сфере терапии гинекологических заболеваний. С помощью куриного бульона с добавлением корня крупноцветкового платикодона и т. д.

Тибетская медицина

Общие сведения о тибетской медицине 

      Тибетская медицина является важной составной частью китайской традиционной медицины. Это традиционная медицина, которая сформировалась в ходе продолжительной лечебной практики тибетцев, а также других национальных меньшинств, проживающих в Тибете. Тибетская медицина распространена, главным образом, в районах, для которых характерно компактное проживание тибетцев, включая Тибетский автономный район, провинции Цинхай, Сычуань, Ганьсу и т. д.  Тибетская медицина также распространена в таких странах Южной Азии, как Непал, Индия.

      Тибетская медицина возникла на Цинхай-тибетском нагорье, ей присущи  яркие национальные, социальные и природные особенности. Цинхай-тибетское нагорье отличается суровым холодным климатом и примитивной инфраструктурой. Поэтому в тибетской медицине на протяжении ряда лет сохранились в неизменном виде многие, присущие ей особенности. Этот район небогат растительным и животным многообразием, по этому  лекарства тибетской медицины изготовлены, главным образом, из животных и растений, которые характерны для этого района.

       Буддизм  в Тибете играет огромную роль в социальной жизни. Он стал  мощной ведущей духовной скрепой тибетцев. Поэтому тибетской медицине уже присущ яркий буддистский колорит.            
           
     Основы тибетской медицины

      Оригинальная теоретическая основа тибетской медицины сформировалась в ходе производственной, социальной и медицинской практики длительного периода. 

      Концепция «трех жизненных факторов»
      
 Согласно знанию о тибетской медицине, в теле человека существует три фактора: «лун», «чиба», «пейгень», а также  семь материальных веществ: мышцы, кровь, кость, костный мозг, жир и т. д.,  три вида выделений – моча, испражнения и пот. От трех основных жизненных факторов зависит состояние функционирования семи материальных веществ и трех видов выделений. При нормальном физическом состоянии эти три фактора тесно связаны и обусловливают друг друга, находясь в сбалансированном состоянии. Если координация их работы нарушена, то возникают болезни «трех жизненных факторов» -- «лунбин», «чибабин» и «пейгеньбин». Лечение означает урегулирование связей  между ними, чтобы они восстановили нормальный баланс.         
     Фактор «лун» играет важную роль в обеспечении физического состояния человека. Он напоминает на «фен» (ветер) и «ци» (функциональный фактор) в ханьской медицине, но семантическая сфера  «лун» намного шире, чем «фен» и «ци».  «Ччиба» в переводе на китайский язык означает «дань» (желчь) или «хо» (огонь). «Чиба» играет роль в возникновении горячей живительной энергии, поддержании температуры тела, укреплении нормальной функции желудка. «Чиба» также укрепляет дыхание, придает храбрости и развивает умственные способности человека. «Пейгень» в переводе на китайский язык означает «слюна» или «вода». Этот фактор тесно связан с жидкостями  в теле человека.
Согласно теории тибетской медицины, причина возникновения болезней заключается в дисбалансе между тремя жизненными факторами «лун», «чиба» и «пейгень», этот дисбаланс и нарушает здоровье. Поэтому цель лечения направлена на урегулирование отношений между этими тремя жизненными факторами, чтобы они вновь пришли в состоянии гармонии. 

Анатомия и физиология

Тибетская медицина отличается глубоким знанием анатомии и физиологии. В тибетской медицине в систему внутренних органов входят:  сердце, печень, селезёнка, легкие, почки, толстый кишечник,  тонкий кишечник, желудок, мочевой пузырь, желчный пузырь и т. д. В древние времена в тибетской  медицине образно были описаны все внутренние органы. Например, сердце сравнивали с восседающим на троне королем. Оно находится в центре грудной полости. Легкие, как сановники и принц-наследник, расположились вокруг короля.  Печень и желчный пузырь, как жена и наложница короля, находятся у него в ногах. Почки – это галереи, связывающие весь дворец, без них тело человека не может быть дворцом, вместилищем, короля, сановников и жен.
Таким образом, в древние времена тибетская медицина обладала достоверным анатомическим знанием.

Методы лечения в тибетской медицине

Лечение с помощью лекарственных препаратов

В ходе лечения лекарственными средствами в тибетской медицине применяется метод, согласно которому сначала внутрь принимают подготовительную дозу лекарства.  Например, принимают подготовительную дозу сахара  для лечения лихорадки, а для лечения тифа в качестве подготовительной дозы служит коричневый сахар.
Кроме того, тибетская медицина имеет свой режим применения лекарств. Например, пилюли обычно запивают водой, если болезнь обладает холодным характером  -- лекарство запивают горячей водой, а для лечения болезней с характером жара  – наоборот,  холодной водой. Для лечения смешанных болезней – лекарство принимают, запив теплой водой.

Прижигание

В тибетской медицине для прижигания применяется полынь. В настоящее время прижигание используется для лечения болезней с холодным характером, в частности, для лечения болезней желудка, для лечения диспепсии, отека, лихорадки, нервных болезней, эпилепсии и т. д. В тибетской медицине прижигаются строго определенные точки на теле больного.
Лечение методом вызывания рвотного рефлекса
Этот метод лечения выражен в искусственном вызове рвотного рефлекса с помощью означает вызывание рвота с помощью специального лекарственного средства. С помощью данного метода можно лечить диспепсию и другие желудочные заболевания.  Однако этот метод нельзя применять для лечения ослабленного организма, он не годится для престарелых, беременных женщин и детей. Что касается лечения отравлений, то этот метод не применим, так как ядовитое вещество долгое время находится в желудке больного.  

 Растирание

 Растирание – это один из оригинальных методов лечения в Тибетской медицине. Лечение производится путем смазывания поверхностей тела специальноприготовленной мазью. Этот метод лечения популярен среди местного населения. Согласно теории тибетской медицины, растирание обладает тонизирующими  функциями, способствует при душевных расстройствах, недомогании, хронической усталости, бессонице. При растираниях применяют различные мази и кремы.

Целебные ванны

Целебные ванны --  один из оригинальных методов лечения в тибетской медицине. При таком лечении обычно используется вода из серных и  теплых источников, а также другие виды оздоровляющей воды.
Целебные ванны делятся на два вида --  водяная ванна в воде и ванна с наложением мазей. Принимая ванны, минеральная вода из природных источников хорошо воздействует функционирует на человека, что очень полезно для лечения различных заболеваний мышечной, костной тканей, а также лихорадки. Ванны с наложением небольших мешочков с лекарственной мазью на большое место обладают согревающим действием и прекрасным лечебным эффектом.


 Монгольская медицина

 Общие сведения о монгольской медицине

Монгольская медицина сложилась в ходе длительной медицинской практики. Она имеет давнюю историю своего развития и богата по содержанию. Медицина – это одно из достижений монголов, она отличается ярким самобытным колоритом, эффективностью и удобством применения.

Основные положения теории монгольской медицины

Монгольская медицина объясняет все физиологические явления и болезни с помощью трех факторов: «хой», «шила» и «бадаган». «Хой» обозначает функции организма физиологического порядка. Сюда относятся мышление, язык, движение, а также работа  внутренних органов. Если функции фактора «хой» нарушены, это может привести к ослаблению состояния всех внутренних органов человека. Больного в этом случае будет подавлен , может появиться бессоница и потеря памяти. «Шила» обозначает «огонь», который играет роль в качестве регулятора температуры тела человека и подъема его душевных сил. Если «шила» находится в избытке, то может возникнуть лихорадка.  «Бадаган» -- это жидкость, выделяемая человеком, которая носит холодный характер. Если «бадаган» находится в дисбалансе, то могут возникнуть болезни холодного характера, характеризующиеся большим выделением секреции.    

Методы лечения в монгольской медицине

Кровопускание

Делается надрез или прокол капилляра (вены)а, откуда откачивается пораженная болезнью кровь. Этот метод лечения часто употребляется для лечения лихорадки, вызванной нарушением функции  «шила» или заболеваниями крови. Кровопускание применяется при лечении волчанки, фурункула, уартрита,  туберкулеза и т. д.

Банки в сочетании с кровопусканием

Сначала ставят банки на теле больного, затем на месте банок трехгранной иглой делается прокол. После этого ставят банки вторично, чтобы пораженная кровь и гной   выделись из тела больного. Этот метод способствует  улучшению кровообращения. Он удобен, безопасен, прост и не требует длительного лечения.

Прижигания

Прижигания производятся с помощью тлеющих сигар из измельченной сухой полыни или китайского чернобыльника. В монгольской медицине прижигания делаются по различной методике: собственно монгольской, байшаньцзиской, Сихэлюской и методике  метода прижигания и метода теплого прижигания.

Лечение кумысом 

Применение кумысом – это один из традиционных диетических методов лечения монголов. Этот метод обладает тонизирующей и целебной функциями, он используется для лечения шока, возникшего после травмы, а также при недомоганиях в груди и болях в передней стенки сосудов. Результаты научных исследований показывают, что в кумысе содержится много полезных веществ для здоровья человека, например, сахароза,  белок, жир, витамины, в частности, витамин «С», и другие полезные вещества.

 Мануальная терапия  

Этот метод лечения монгольской медицины сформировался в ходе долгих лет  практики лечения различных травм и вправки костей после переломов, вывихов сустава и т. д. Система монгольской мануальной терапии состоит из 6 этапов: вправка костей  и их  фиксирование, массаж, целебные ванны, уход и функциональное оздоровление.


 Уйгурская медицина

Общие сведения об уйгурской медицине   
    
 В древние времена Синьцзян относился к Западному краю.  При династии Западная Хань (206 до н.э. – 25  н. э.) по его территории проходил Великий Шелковый путь, соединяющий восток и запад. Развитие торговли и культурный обмен содействовали сближению контактов представителей западной и восточной фармакологии, расположенном в сердце  центральной Азии -- Синьцзяне. Это также стимулировало развитие местной национальной фармакологии. Таким образом,  уйгурская медицина является традиционной медициной, отличающейся уйгурским колоритом, которая сформировалась на основе опыта, накопленного в ходе уйгурской медицинской практики и в сфере сочетания опыта уйгурской традиционной медицины с медициной характерной для различных районов, востока и запада.

Уйгурская медицина и фармакология является важной составной частью традиционной китайской медицины. На сегодняшний день в реестр кодекс лекарств государственного назначения включены более 202 видов целебных трав уйгурской медицины,  из них 115 видов целебного сырья для изготовления препаратов, 87 видов готовых препаратов. Синьцзян – один из 4 известных своими долгожителями районов долголетия в мире. Уйгурская медицина и фармакология популярна среди местного населения до сих пор. Это достижение китайской медицины, рожденное в заснеженых горах, бескрайней пустыне, степи и в оазисах.

Правила применения лекарств в уйгурской медицине

Согласно данным исследований, в Синьцзян-уйгурском автономном районе имеют хождение более 600 видов лекарственных препаратов уйгурской медицины, в частности наиболее часто употребляемых видов лекарств -- 360, из них 160 -- изготовлены из местного целебного сырья, что составляет 27% от общего числа лекарственных средств в уйгурской медицине.

В уйгурской медицине принято использовать фитотерапию. Используются также ингредиенты:  мускус, сирень, кардамон и другие. В уйгурской медицине также принято применять острые ядосодержащие растения, например, чилибуху, дурман обыкновенный и т. д.


 Медицина чжуанов

Общие сведения о медицине чжуанов

 Чжуанцы  являются самым многочисленным нацменьшинством Китая. После правления  династии Тан, когда завершился процесс этнообразования чжуанов, появилась и исконо чжуанская медицина. В книгах, написанных в периоды Тан и Сун (618-1279 ) содержались рецепты противоядий и рецепты для противостояния миазматическим болезням. Эти рецепты были популярны в местности Линънань (на юге Китая). Появление в медицинских книгах понятие «рецепты Линънань» означает именно направления  чжуанской медицины в общекитайской системе медицинской практики. В период правления династий Мин и Цин (1368-1911 ) чжуанская медицина получила значительное развитие. В тот период были открыты местные медицинские учреждения образовательного характера, появилось много медиков и фармакологов чжуанской медицины. В фармакопее «Трактат о корнях м травах» Ли Шичжэня и в местных краеведческих описаниях содержались упоминания о чжуанской медицине.

Однако специального источника, посвященного чжунаской медицине, нет. Медицинское знание   народности Чжуан нет специальной записи. Однако медицина народности Чжуан передается из поколения в поколение устно. В течение тысячелетия среди населения стали популярны многие рецепты чжуанской  медицины. Чжуанская медицина  внесла свой значимый вклад в развитие традиционной обще-китайской медицины.

Лекарства  чжуанской медицины

 Фармакология чжунской медицины долгое время находилась на стадии формирования, пока наконец не сложилась целостная система. Она состоит,  как из собственно  рецептов чжуанской медицины, так и из рецептов, популярных среди населения. Чжуаны проживают в условиях субтропического климата. Районы компактного проживания чжуанов отличаются богатым видовым многообразием. Поскольку чжуаны предпочитают употреблять в пищу змей, диких птиц, а также мясо других диких животных, в чжуанской медицине используются лекарства, изготовленные из костей и мяса животных.

Среди лекарств чжуанской медицины особенно известны противоядия. С помощью таких противоядий успешно лечат змеиные укусы, укусы насекомых, а также пищевые отравления и т. д. Изобретение противоядия для змеиных укусов явилось важным вкладом чжуанской медицины. В чжуанской медицине используются метод «лечить подобное -подобным»,  т. е. с помощью определенной дозы яда лечат всевозможные отравления ядовитого характера.


 Медицина народности Мяо

Согласно медицинской теории болезни человека возникают вследствие воздействия на организм 6 факторов --  яда, слабости, травм, несварения желудка, бактерий, вредных насекомых. Лечение болезней осуществляется путем изучения пульса, прослушивания голоса, осмотра цвета лица, расспроса о состоянии болезни.

     В медицине народности Мяо часто употребляются лекарства, изготовленные из целебных трав и мяса и костей животных, употребляются также препараты минерального происхождения. Лекарства в медицине Мяо подделяются на три вида – горячие, холодные и теплые. Горячие средства используются для лечения болезней холодного характера, холодные -- для лечения болезней знойного характера, а теплые имеют тонизирующие функции. Согласно неполным данным статистики, на сегодняшний день лекарства медицины народности Мяо насчитывают 1500,  препаратов, наиболее часто употребляемых – 200.

       Медицина народности Мяо распространена, главным образом, в горных районах, где компактно проживают мяочане. В разных районах существуют разные правила применения лекарств. В горах популярно использование таких лечебных средств, как жимолость, крупноцветковый платикодон и другие. В последние годы в нашей стране в районах, где компактно проживают мяочане, созданы базы по выращиванию целебных трав, таких, как  высокая пузатка, кокосовидная пория и т. д.

  
 Хуэйская медицина

Хуэйская медицина сложилась на основе синтеза традиционной китайской медицины и арабско-исламской медицины. В период династий Цзинь-Юань хуэйская медицина и фармакология находилась на пике своего развития. В тот период были написаны многие медицински трактаты и фармакопеи, например, фармакопея «Рецепты хуэйской медицины». В этой книге содержатся  рецепты, напоминающие по своему составу препараты китайской медицины с применением пилюлей, порошков, экстрактов, отваров, и препараты, заимствованные из арабской медицины с применением фитотерапии, ароматерапии, настоек, капель, сиропов т. д.  

На протяжении своего длительного развития, в хуэйской медицине сложились оригинальные методы лечения, которые относятся к сфере диетического питания. Это связана с тем, что хуэйцы искусны в кулинарии.



Общие сведения о медицине национальных меньшинств

В комплекс китайской традиционной медицины включена не только собственно ханьская медицина, но и медицина различных национальных меньшинств Китая. В ходе социально-исторического развития под влиянием разных географического, культурного  факторов у национальных меньшинств сформировались свои оригинальные методы лечения болезней, которые считаются видами национальной медицины. Это тибетская медицина, монгольская медицина, уйгурская медицина, корейская медицина, чжуанская медицина, дайская медицина, ийская медицина, а также фармакология народностей Мяо, Лаку, Ерлунчунь.

 В связи с тем, что  разные национальности обладают своими особенностями культурно-исторического развития, медицинскому знанию также присущи ряд оригинальных черт.  У некоторых нацменьшинств имеются не только разнообразные методы лечения, но и сложилась своя оригинальная теоретическая медико-фармакологическая база.  У некоторых нацменьшинств сохранилось небольшое количество медицинских книг, которые были распространены в народе и ныне находятся  на стадии научного изучения.  Некоторые нацменьшинства обладают популярными испытанными народными средствами, которые находятся на стадии дальнейшего изучения и разработки.

В ходе исторического  развития медицины национальных меньшинств были заимствованы не только достижения ханьской медицины, но и богатый опыт медицинской практики других стран, что обогатило содержание медицины нацменьшинств. Например, в тибетской медицине присутствуют элементы медицинской практики, заимствованные из древней Индии,  в монгольской медицине есть так называемый «русский фактор».


 http://russian.cri.cn/chinaabc/chapter13/

Комментариев нет:

Отправить комментарий